За последние несколько лет в облике города произошли большие изменения, и не всегда в лучшую сторону. Строители ухитрялись втискивать в сложившиеся кварталы новые, не гармонирующие с окружающей средой здания. Из-за этого горожане лишались уютных двориков, детских площадок, спортивных коробок. Серьезная нагрузка на инфраструктуру приводила к очередям в поликлиниках и магазинах, возникновению пробок на дорогах. Многочисленные жалобы москвичей повлияли на решение правительства прекратить точечную застройку и перейти к комплексному освоению территорий.

По Постановлению № 714-ПП, подписанному мэром Москвы Юрием Лужковым летом 2007 года, была запрещена точечная застройка и создана межведомственная комиссия для отслеживания фактов уплотнительного строительства. Звонки с жалобами горожан начали поступать на горячую линию еще раньше. В результате к ноябрю было зафиксировано 679 обращений, которые и рассмотрела межведомственная комиссия. В ее состав вошли представители всех структурных подразделений Москвы.

Прежде властям приходилось мириться с градостроительными недочетами, поскольку столица во многом зависела от инвесторов, которые вкладывали деньги и отдавали часть возведенной недвижимости под социальные программы. В новые квартиры въезжали очередники, в школы и детские сады шли дети. Сегодня Москва в состоянии вести строительство на собственные средства и может диктовать свои условия. Об этих переменах рассказал главный архитектор города Александр Кузьмин.

Новый подход к градостроительству позволил по-другому взглянуть на методы проектирования. По словам главного архитектора Москвы, рассматривая тот или иной вопрос, члены комиссии пытались сохранить сложившийся облик микрорайонов. Неслучайно комиссия не ограничивалась заседаниями рабочей группы, а проводила встречи с гражданами, выслушивая их пожелания и предложения. В ходе восьми встреч пристрастному обсуждению подвергли около 60 зданий. В общей сложности рассмотрено 544  объекта, из которых, по мнению членов комиссии, градостроительным, техническим и иным требованиям не соответствует 68 построек (39 признали точечными и возводить не станут, 29 могут быть перепрофилированы под социальные объекты, например физкультурно-оздоровительные комплексы). Для принятия решения по 197 строениям необходима дополнительная документация. Больше всего проблемных домов в Центральном административном округе, здесь 29 зданий не соответствуют техническим нормам. В остальных столичных округах количество адресов точечной застройки от одного до семи.

Комиссия не могла не считаться с тем, что сооружение некоторых объектов уже идет полным ходом. Хоть они и вызывают недовольство жителей окрестных домов, но строительство будет продолжено, поскольку в большинстве случаев оно связано с выполнением городских социальных программ. «Куда селить милиционеров, работников городского хозяйства? На Дмитровском шоссе начали возводить два дома для журналистов, жители запротестовали, но мы в ходе переговоров все-таки настояли на том, что дома необходимы», — привел пример А. Кузьмин. А вот на Дубнинской улице два дома для молодых семей под давлением жителей строить запретили, что, по словам главного архитектора, обидно. Проблемы очередников никто не снимал.

К сожалению, жители создают дополнительные трудности, заявляя о своей позиции уже после того, как во двор приезжают бульдозеры. Население могло бы принимать участие в обсуждении планов обустройства своего района — о них сообщает и местная пресса, и кабельное телевидение, и листовки в подъездах домов.

Жесткие градостроительные требования затронут теперь и административные здания. Уже принято решение о запрете строительства новых офисов в центре города. Кроме того, вне зависимости от месторасположения района запрещено возводить бизнес-центры внутри жилой застройки.

Город намерен бережно относиться к зеленым насаждениям вблизи домов, скверам, бульварам, садам. Согласно постановлению, территория, где свыше 70% площади занимают деревья и кустарники, застройке не подлежит.

Отдельная забота для городских властей — гаражи. Граждане признают необходимость их строительства, но выступают против сооружения таких объектов на детских площадках. Тем более что компании-застройщики продают места в новых гаражах не жителям ближайших домов, а другим владельцам автотранспорта (зачастую не москвичам), а то и «безлошадным» гражданам, покупающим машино-место в спекулятивных целях. Власти намерены решить эту проблему, отказавшись от привлечения инвесторов к строительству гаражей на дворовых территориях. Подобные проекты не будут выставлять на конкурс, их реализацией займется сам город при помощи жителей. Для инвесторов найдут другие участки: большие промышленные зоны столицы, с перепрофилированием которых городскому бюджету не справиться. Сотрудничество с бизнес-структурами при выполнении масштабных проектов комплексной реконструкции территорий останется для Москвы перспективным и выгодным.